Избранное

ФАС РФ является уполномоченным государственным органом на обращение в суд при нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

ФАС РФ является уполномоченным государственным органом на обращение в суд при нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа.Принято первое судебное решение, в котором на практике реализованы полномочия ФАС России по защите публичных интересов Российской Федерации (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-115610/16).
В данном Решении суд удовлетворил заявление ФАС России и взыскал в доход федерального бюджета сумму причиненного Российской Федерации ущерба в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа с предприятия – Исполнителя ГОЗ.
Как следует из судебного дела № А40-115610/16, Рособоронзаказ провел проверку Исполнителя ГОЗ, в ходе которой установил, что Исполнитель часть средств на выполнение ГОЗ получил неправомерно, по следующим причинам:
- Исполнителем в себестоимость работ были включены необоснованные и документально не подтвержденные затраты.
- Исполнителем была завышена трудоемкость и средняя заработная плата при определении затрат по статье «Затраты на оплату труда работников занятых в создании научно-технической продукции.
- Исполнителем не соблюдалась пропорция при отнесении расходов на статью «Накладные расходы»
На основании проведенной проверки Рособоронзаказ выдал Исполнителю ГОЗ Предписание «О возврате денежных средств», которое Исполнитель попытался обжаловать сначала в апелляционной, а затем и в кассационной инстанции, но везде проиграл.

Затем в дело вмешалось ФАС и известило Исполнителя о необходимости представления документального подтверждения выполнения предписания Рособоронзаказа, а также о намерении уже ФАС обратиться в суд.
Исполнитель ответил о несогласии с предписанием и указал, что ФАС России не обладает полномочиями для обращения в Арбитражный суд с иском о взыскании ущерба причиненному Российской Федерации вследствие нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, поскольку иски по государственному контракту должны предъявляться государственным Заказчиком.
В итоге, исходя из Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-115610/16 (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2016 г. по делу № А40-115610/16), следует, что поскольку источником неправомерно полученных денежных средств явились бюджетные ассигнования из федерального бюджета, то Российской Федерации, был причинен ущерб и именно ФАС РФ является уполномоченным государственным органом на обращение в суд. Разъяснения Минообороны РФ о часто возникающих вопросах 275-ФЗ читать здесь 
Обстоятельство, что ФАС РФ не является стороной контракта, заключенного в рамках государственного оборонного заказа, не означает об отсутствие у ФАС России права на обращение с иском в суд, поскольку в указанном случае государственный орган обеспечивает защиту публичных интересов Российской Федерации в порядке, установленным Законом о государственном оборонном заказе.