Избранное
Письмо Минфина РФ от
2 июня 2016 г. № ГД-4-8/9849
Федеральная налоговая служба в целях
повышения эффективности подготовки и направления в правоохранительные органы
материалов, содержащих сведения, позволяющие предполагать совершение
налогоплательщиком преступления, предусмотренного ст. 199.2 Уголовного кодекса
Российской Федерации (далее - УК РФ), рекомендует в данной работе учитывать
следующее.
Состав преступления, предусмотренный статьей
199.2 УК РФ, выражается в сокрытии денежных средств либо имущества организации
или индивидуального предпринимателя, за счет которых в соответствии с
действующим налоговым законодательством должно быть в установленном порядке
произведено взыскание недоимки.
Субъектами данного преступления
выступают:
1) собственник имущества;
2) руководитель организации -
налогоплательщика (плательщика сбора), либо организации - налогового агента;
3) иное лицо, выполняющее управленческие
функции в такой организации;
4) индивидуальный предприниматель или
налоговый агент.
Квалифицирующим признаком преступления
является сокрытие имущества или денежных средств в крупном размере, под которым
понимается стоимость сокрытого имущества в сумме, необходимой для погашения
задолженности, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей.
Субъективной стороной преступления,
предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, является прямой умысел с целью неуплаты
(полной или частичной) налогов и сборов за счет денежных средств или имущества
налогоплательщика.
Уголовная ответственность за совершение
преступления по статье 199.2 УК РФ, в соответствии с пунктом 20 постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006 № 64 «О практике
применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые
преступления», может наступить после истечения срока, установленного в
полученном требовании об уплате налога и (или) сбора.
Обстоятельствами, свидетельствующими о
сокрытии денежных средств или имущества, могут быть:
-
перечисление руководителем организации денежных средств кредиторам путем дачи
финансовых поручений дебиторам произвести оплату, минуя расчетные счета в банке
организации-налогоплательщика;
-
использование наличных денежных средств, минуя расчетные счета, в отношении
которых применена ст. 76 НК РФ, например через кассу предприятия;
-
использование денежных средств с бюджетного счета, на которые возможно
приобретение векселей с целью их дальнейшего использования для расчетов с
контрагентами;
-
открытие новых расчетных счетов;
-
несдача денежной выручки в кассу;
-
утаивание информации о денежных средствах или имуществе и документов, их
удостоверяющих (в том числе бухгалтерских и иных учетных документов);
-
несообщение или искажение информации о денежных средствах или имуществе в
бухгалтерских документах;
-
отчуждение имущества в порядке пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса
Российской Федерации «Основания прекращения права собственности».
-
совершения с имуществом мнимых сделок.
Признаки, свидетельствующие о сокрытии
денежных средств либо имущества организации или индивидуального
предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или)
сборов могут быть следующие:
1)
отсутствие деловой цели в осуществленной хозяйственной операции;
2)
темп роста расходов по бухгалтерской отчетности превышает темп роста расходов
по налоговой отчетности;
3)
налогоплательщик заключает договоры, по которым денежные средства зачисляются
на счета третьей компании;
4)
хозяйственные операции по реализации товаров, работ или услуг осуществляются с
существенной рассрочкой платежа, что приводит к образованию большого объема
дебиторской задолженности;
5)
заключение «формальных» («сомнительных») договоров с третьими лицами (к таким
договорам могут быть отнесены договоры займа, договоры оказания услуг и т.д.);
6)
в цепочке приобретения или реализации товаров, работ или услуг участвуют фирмы,
у которых присутствуют признаки «фирм-однодневок»;
7)
налогоплательщик препятствует осуществлению мероприятий налогового контроля.
Источниками
информации, свидетельствующими о сокрытии денежных средств либо имущества
организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно
производиться взыскание налогов и (или) сборов, в частности, могут быть: Основные изменения налога на прибыль с 1 января 2017 года читать здесь
-
налоговые декларации;
-
бухгалтерская отчетность;
-
акты проверок исполнения законодательства о налогах и сборах;
-
иные формы проведения налогового контроля;
-
материалы проверок исполнения законодательства о налогах и сборах иных органов;
-
заключение эксперта;
-
выписки по банковским счетам налогоплательщиков;
-
сведения из регистрирующих органов.
Расследование уголовного дела по статье
199.2 УК РФ в соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации (далее - УПК РФ) производится следователями Следственного
комитета Российской Федерации.
Порядок проверки сообщений и возбуждения
уголовных дел по статье 199.2 УК РФ установлен статьями 144 - 145
УПК РФ.
В соответствии с указанными нормами
следователь, получив заявление или сообщение о преступлении, в течение 3-х
суток с момента поступления такого сообщения проводит доследственную проверку,
в ходе которой он вправе производить процессуальные действия и собирать
доказательства, необходимые для закрепления следов преступления.
Срок доследственной проверки может быть
продлен руководителем следственного органа до 10 суток, а в исключительных
случаях - до 30-ти суток.
По результатам проверки заявления или
материала следователь в соответствии со статьей 145 УПК РФ выносит одно из
следующих решений:
- о возбуждении уголовного дела;
- об отказе в возбуждении уголовного
дела;
- о передаче материалов по
подследственности для принятия процессуального решения.
С целью сбора доказательственной базы,
подтверждающей наличие признаков состава преступления по статье 199.2 УК РФ,
материалы также могут быть направлены налоговым органом в органы внутренних дел
для проведения мероприятий оперативно-розыскной деятельности.
При этом следует учитывать, что в
соответствии с Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным
финансовым операциям» результаты оперативно-розыскной деятельности могут
направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по
контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по
обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также
при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.
Довести настоящее письмо
до нижестоящих территориальных налоговых органов и обеспечить контроль за его
исполнением.