В связи с
появлением Письма УФНС России по г. Москве от 1 августа 2019 г. № 17-15/138092@
«О разъяснении законодательства» (далее Письмо) возникает множество
вопросов о необходимости применения ККТ при операциях взаимозачета, уступке,
мене, новации и т.д.
Как
высказались налоговики в Письме: встречное предоставление возникает при
договоре купли-продажи, где одна из сторон обязуется передать в собственность
другой стороны предмет расчета в обмен на другой. В данной ситуации каждая из
сторон признается и продавцом, и покупателем. Причем обе стороны обмена должны
пробить кассовые чеки и при получении, и при передаче товара.
Следуя
логике налоговиков и согласно ст. 410 ГК РФ: Прекращение обязательства зачетом
Обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного
однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или
определен моментом востребования и в случаях, предусмотренных законом,
допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил.
При взаимозачете, договоры с целью исполнения обязательств по которым
производится зачет, остаются возмездными и можно сделать вывод, что при
взаимозачете встречных требований, появляется необходимость применения ККТ.
Но в
первую очередь следует обратить внимание на то, что требования налоговиков
распространяются только на договоры купли-продажи, на что прямо и указано в
самом Письме. При этом каждая из сторон признается продавцом предмета расчета,
который она обязуется передать, и покупателем предмета расчета, который она
обязуется принять в обмен. Фактически это означает, что под иным встречным
предоставлением следует понимать только расчеты по договору мены, при котором
неденежная форма подразумевается изначально.
Во
вторых в данном Письме московские налоговики предлагают формировать, в том
числе и чеки «расход» на приобретаемый товар, а это противоречит и
многочисленным письмам вышестоящих ведомств, например, Письмам Минфина от
06.03.2019 № 03-01-15/14624 и ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@.
И в
третьих есть сомнения в том, что это письмо выражает официальную позицию ФНС,
так как оно является ответом на частный вопрос.
Исходя
из вышесказанного, считаю, что в настоящий момент налогоплательщику нет
необходимости пробивать чеки ККТ при операциях: уступки, взаимозачета и
новации, но следует пробивать кассовые чеки при операциях мены. Вместе с этим,
следует отслеживать появление разъяснений вышестоящих ведомств и в частности
Минфина РФ.
Официальный
текст Письма УФНС России по г. Москве от 1 августа 2019 г. № 17-15/138092@
«О разъяснении законодательства» представлен ниже.
Вопрос:
Обязана ли организация применять ККТ при предоставлении или получении
встречного предоставления за товары, работы, услуги в случае расчетов с другими
организациями или индивидуальными предпринимателями? Если да, то в каком
порядке оформляется такой чек, нужно ли его печатать на бумажном носителе,
следует ли указывать наименование и ИНН контрагента, а также указывать вид
встречного предоставления (зачет встречного требования, новация, уступка
требования, прощение долга и пр.)?
Ответ:
Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - Управление),
рассмотрев Ваше обращение от 04.07.2019 исх. № 13/ФА/1713, поступившее из
Федеральной налоговой службы письмом 25.07.2019 исх. № 20-3-04/1314@ (вх. №
249430 от 26.07.2019), сообщает следующее.
В
соответствии пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской
Федерации» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) и постановлением Правительства
Российской Федерации от 12.11.2016 № 1173 «Об изменении и признании утратившими
силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
применения контрольно-кассовой техники осуществляет Министерство финансов
Российской Федерации и на Управление не распространяется.
Вместе
с тем, на основании пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ
контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники,
применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми
организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими
расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.
Согласно
статье 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ определены следующие понятия:
-
пользователь - организация или индивидуальный предприниматель, применяющие
контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов;
-
расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и
(или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок,
интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при
осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также
прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных
лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде
выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В
целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием
(получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или)
авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление
и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление
ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и
деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного
встречного предоставления за товары, работы, услуги.
Таким
образом, контрольно-кассовая техника применяется пользователями при
предоставлении или получении встречного предоставления за товары, работы,
услуги, за исключением установленных законодательством Российской Федерации
случаев.
Дополнительно
сообщается, что встречное предоставление возникает при договоре купли-продажи,
где одна из сторон обязуется передать в собственность другой стороны предмет
расчета в обмен на другой. При этом каждая из сторон признается продавцом
предмета расчета, который она обязуется передать, и покупателем предмета
расчета, который она обязуется принять в обмен.
В
соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ при
осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой
отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем
(клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса
электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в
электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер
либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи
информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной
почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пользователи
обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов
в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой
отчетности, соответствующие установленным требованиям, в случаях,
предусмотренных Федеральным законом № 54-ФЗ (пункт 2 статьи 5 Федерального
закона № 54-ФЗ).
Пунктом
1 статьи 4.7 Федерального закона 54-ФЗ определены обязательные реквизиты,
содержащиеся в кассовом чеке и включающие в себя, в том числе:
-
признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат
покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача
средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя
(клиента), выданных ему, - возврат расхода);
-
наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно
определить в момент оплаты), платежа, выплаты.
Одновременно
следует отметить, что Федеральный закон № 54-ФЗ не содержит положений,
конкретизирующих требования к реквизиту «наименование товара (работ, услуг)»,
содержащемуся на кассовом чеке, бланке строгой отчетности.
Кроме
того, следует учитывать, что при осуществлении расчетов между организациями и
(или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или)
с предъявлением электронных средств платежа кассовый чек или бланк строгой
отчетности наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 статьи 4.7 Федерального
закона № 54-ФЗ, должен содержать, в том числе идентификационный номер
налогоплательщика покупателя (клиента).
В
соответствии с абзацем двенадцатым пункта 4, абзацем шестым пункта 5 статьи 4.1
Федерального закона № 54-ФЗ Федеральной налоговой службой утвержден Приказ от
21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных
документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию»,
которым предусмотрены форматы фискальных документов, обязательных к
использованию, и соответствующие признаки расчета.
Таким
образом, при расчете в форме встречного представления при получении товара
(работы, услуги) от другой стороны пользователю необходимо сформировать
кассовый чек с обязательными реквизитами, предусмотренными Федеральным законом
№ 54-ФЗ и Приказом, в том числе с признаком расчета (тег 1054) «расход»,
признаком способа расчета (тег 1214) «полный расчет» и указанием суммы по чеку
встречным представлением (тег 1217), равной стоимости приобретаемого товара
(работы, услуги).
Кроме
того, при передаче собственного товара (работы, услуги) происходит реализация
указанного товара (работы, услуги), в связи с чем, формируется кассовый чек с
признаком расчета (тег 1054) «приход», признаком способа расчета (тег 1214)
«полный расчет» и указанием суммы по чеку встречным представлением (тег 1217),
равной стоимости передаваемого товара (работы, услуги), а также другими
обязательными реквизитами.
Настоящее
письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового
регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не
содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц,
носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам
руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании,
отличающемся от положений настоящего письма.